23.07.2017 в 02:51
Пишет acidbx:В последнее время намечтается интересная тенденция в изображении взаимоотношений Бэтмена и Джокера. Внезапно, они тяготеют к около-дружеским (Batman Europa, Batman: The Telltale Series Guardian of Gotham, Batman: The Telltale Series The Enemy Within, сцена в Суперхэви, тимап в арке Metal Снайдера, тимап от Марка Сильвестри, Лего Бэтмен, Arkham Knight, в котором Джокер существует в виде части сознания Бэтмена) и иже с ними.URL записи
читать дальше
С самых первых выпусков Золотого века комиксов Джокер обладал весьма противоречивой мотивацией и целеполаганием, одно было однозначно – он действительно хотел убить Бэтмена. Самому Бэтмену хотелось только изолировать преступника от общества, и он делал для этого все возможное. Множество раз он его избивал, и даже пытался убить, иногда случайно, иногда в целях самообороны. Бэтмен был препятствием на пути шута к своим целям. A препятствия уничтожают. Бэтмен стал вмешиваться в планы Джокера и разрушать их, убить его у Джокера не получалось, что заставляло ненавидеть героя все сильнее.
Через два года после введения в комиксы персонажа отношения между ними начали меняться. С Бэтмена #122 (1942), Джокер приходит к мысли, что просто избавиться от Бэтмена это слишком легко и решает подойти к делу творчески. Он все еще был озабочен желанием расправы, но наслаждался жизнью преступника и пытался перехитрить Бэтмена, сражение с ним стало чем-то забавным, тем чем он тщательно планировал. В Бэтмене #294 (1977) Джокер заявляет, что он не хочет убивать Бэтмена, просто потому, что ему весело с ним. То есть со временем Бэтмен стал чистым развлечением для Джокера.
Джокер Золотого века был эгоманьяком желающим стать лучшим преступником в мире. В скором времени он вбил себе в голову идею о том, что он хочет быть лучше Бэтмена и начал подражать своему врагу разъезжая на Джокеризированных автомобилях.
В Детективных комиксах #62 Джокер не хочет чтобы Бэтмен снял маску и показал кто он. Годами позже тот же мотив был перенесен в Детективные комиксы #475 где Джокер не хочет снимать с Бэтмена маску и пытается защитить его личность. В Arkham Asylum A Serious House on Serious Earth он отказывается снимать маску с Бэтмена, несмотря на желание других злодеев это сделать, и говорит что Бэтмен – это его настоящее лицо.
Благодаря введению Комикс Кода, который запретил использование в комиксах насилия и сексуального подтекста Серебряный век трансформировал Джокера в безвредного трикстера, который вместо желания убить Темного рыцаря просто хотел с ним поиграть. Еще он подарил миру классический интернет-мем)
Таинственность истоков появления персонажа заставила одного из создателей Билла Фингера дать ему историю происхождения. Джокер был преступником под псевдонимом Красный Колпак, и, во время стычки с Бэтменом, упал в чан с химикатами, обезобразив себя. Впоследствии эта константа ориджина остается практически неизменной: Бэтмен создал Джокера.
В 1973 году в Пяти путях мести Джокера (Бэтмен #251) Джокер возвращается к своим «истокам» - личности импульсивного кровожадного маньяка, который по силам равен Бэтмену. В Бронзовом веке несколько раз Бэтмена был близок к желанию убить его просто из-за чистой ненависти но никогда не планировал этого и не имел намерений действительно это сделать.
С тех пор множество раз Джокер желал чтобы Бэтмен просто умер, иногда даже пытался застрелить его, потому что он устал от вмешательства в свои дела. Как и раньше, Джокер иногда хочет убить его ради удовольствия. В конце концов, это Джокер, и он меняет свои цели всякий раз когда находит что-то интересное. Например, несмотря на то, что он, похоже, чувствует связь с Бэтменом в The Killing Joke, в том же самом комиксе он пытается убить его ударив ножом.
Последствия крупного кроссовера Кризис на бесконечных землях создали новую эпоху комиксов – Современный век. С приходом новой эры был пересмотрен подход к Бэтмену, идентичности персонажей, а также их взаимоотношения потерпели серьезные изменения.
Графический роман Фрэнка Миллера Возвращение Темного Рыцаря превратил Бэтмена в мрачного и сложного антигероя. В нем Джокер существует только ради того чтобы противопостоять Бэтмену, после того как он уходит в отставку Джокер впадает в кататоническую депрессию и оживает снова только когда Брюс возвращается к деятельности виджиланте. Это было первым произведением которое подняло вопрос существующей между ними динамики и также открыло сексуальность Джокера и природу его фиксации на Бэтмене.
В Arkham Asylum A Serious House on Serious Earth Гранта Моррисона хаотическое мировоззрение Джокера и его двойственная сексуальность позволяет ему принять роль психоаналитика, ведя Бэтмена через терапевтическое исследование собственного подсознания, метафорой которого является больница Архем. Злодеи, которых ему приходится встретить, отражают его глубинные страхи и комплексы. Сам Джокер отображает его страх перед собственными подавленными гомосексуальными импульсами(?) и Ид.
В Death in the Family (1989) Джокер убивает второго Робина Джейсона Тодда. Впервые клоун уничтожает члена бэт-семьи, тем самым непоправимо изменив взаимоотношения между персонажами и сами комиксы про Бэтмена. В результате Джокер перестал терроризировать общество и стал для Бэтмена врагом на персональном уровне.
С этого момента Бэтмен стал зациклен на мыслях о смерти Робина. Он с трудом сдерживает себя от убийства Джокера, и как в случае с человеком, который застрелил его родителей – Джо Чиллом, это событие навсегда отпечаталось в его сознании. В Year Two он также был близок к убийству Чилла, когда жажда мести и гнев помутнили его рассудок.
Теперь ненависть Бэтмена была направлена на Джокера из-за убийства близкого ему человека. В том же году в The Killing Joke Алана Мура Джокер стреляет в Барбару Гордон и лишает ее способности ходить. В комиксе существует интересная динамика между персонажами, которая говорит о том что они оба ненормальны - каждый по своему, и манифестируют свою ненормальность разными способами и ради разных целей. Боб Кейн говорит об этом: «Брюс Уэйн стал по своему так же безумен как и Джокер, за исключением того что второй борется за зло и против справедливости. Они зеркальные отражения друг друга» (People, 1989).
Джокер 90-х теряет свой уникальный статус главного врага Бэтмена и превращается в одного из злодеев досаждающих ему. Во многом за это ответственны «all guest stars included» истории Джеффа Лоуба Long Halloween, Dark Victory, Hush.
Во время арки No Man’s Land Джокер чувствует себя брошенным Бэтменом и изобретает дьявольские планы чтобы вернуть его внимание.
В Бэтмене/Карателе и Aдвокате дьявола Бэтмен спасает его жизнь.
В 2000х Джокер окончательно становится предельно фиксирован на Бэтмене, вся его деятельность сосредотачивается вокруг попыток доказать сходство Бэтмена с самим собой или разрушением его психики. В пересказе его ориджина от Batman Confidential до того как стать собой Джокер был преступником, впавшим в депрессию, так как он перестал видеть в своей жизни смысл, она потеряла для него остроту и вкус, и только появление Бэтмена вернуло ему радость.
В арке RIP Гранта Моррисона Бэтмен пытается смоделировать психическое состояние Докера, чтобы понять его. Джокер смеется над этим и говорит, что Бэтмен никогда не поймет то как он думает из-за своей склонности наделять смыслом всю поступающую информацию. По мнению Джокера мир не имеет никакого смысла. Моррисон предложил семиотическую интерпретацию их взаимоотношений, согласно которой Бэтмен это «значение» он создает смысл, а Джокер это «бессмысленность». Апофрения – это умение складывать разрозненную информацию в цельные паттерны. Уму Бэтмена свойственно видеть смысл в бессмыслице, а Джокер способен наполнять бессмысленность смыслом. В области семиотики Джокер создает означающее, а Бэтмен интерпретирует означаемое, таким образом вместе они одно целое. Бэтмен в каждом новом произведении эволюционирует и меняется и Джокеру приходится меняться вместе с ним, чтобы соответствовать, так смена идентичностей сохраняет их единство.
В Бэтмене и Робине Джокер сразу же понимает что это «не его» Бэтмен, когда роль Темного Рыцаря исполняет Дик Грейсон. Он играет в игры с Доктором Хартом просто потому что рядом нет Бэтмена. После победы над ним, похоронив его заживо, Докер провозглашает что он станет следующим борцом с преступностью. Без того с кем можно играть в игры, Джокер сам захотел сделать своей следующей трансформацией героя… до тех пор, пока его не вырубил настоящий Бэтмен.
Первой аркой объединяющей персонажей в ребутнутом контюнити New 52 стала Death of the Family Cкотта Снайдера. Считая, что бэт-семья сделала его слишком слабым как героя, Джокер пытается разрушить отношения между ней и Бэтменом. Шут исчезает в конце истории, вероятно погибнув, но возвращается в арке Endgame, когда понимая что Бэтмен отверг его впадает в разрушительную ненависть и уничтожает весь город. В конце арки оба героя погибают.
Согласно пересказу ориджина в Zero year Снайдера Джокер был главерем преступной банды Красных колпаков, однажды увидев Бэтмена он заинтересовался им и начал привлекать его внимание.
Суть конфликта между персонажами в том, что это они имеют неразрывную связь которая порождает только ненависть и насилие, и это тупик из которого никогда не будет выхода.
Чаще всего Бэтмен имеет для Джокера гораздо большее значение, чем Джокер для Бэтмена. Во многих версиях Бэт-контьюнити Джокер идентифицирует себя исключительно через Бэтмена. Бэтмен, в свою очередь, видит Джокера как безумца. Причина, по которой он оставляет его в живых - приверженность кантианской деонтологической этике. Oдна из основных констант о персонаже: Бэтмен не убивает людей. Им руководит вера в то, что человеческая жизнь ценна и не может быть отнята, в том числе даже жизнь убийцы его родителей. Это абсолютное правило. И если косвенно спасение им Джокера приведет к еще большему числу смертей, он все равно не убьет его, потому что не может быть прямо ответственным за убийство. Вместо этого Бэтмен заходит очень далеко в самопожертвовании или ставит свою жизнь под угрозу. Это то, что отличает его от злодеев с которыми он борется.
Особая живучесть Джокера даже заслужила свой собственный фикшн-троп - Joker Immunity, смысл которого в том, что может быть персонаж который настолько значим, что вне зависимости от того что случилось они все равно выживет и возвратится снова. Все знают какие мучения испытывает Бэтмен сдерживая себя от убийства Джокера. После всего что он сделал Готэму, и конкретно семье и друзьям Бэтмена, он заслуживает смерти. Но Бэтмен не только не желает убивать своего злодейского двойника, более того, пытается понять Джокера и наладить их взаимоотношения.
В конце The Killing Joke он говорит, что не видит смысла в попытках убить друг друга и даже предлагает работать вместе. Так же как и Джокер, он испытывает к своему врагу не только ненависть, а и уважение к его интеллекту, интерес, он так же обсессивно на нем сосредоточен. Только после смерти Джокера Брюс способен признать то что он на самом деле для него значит.
Джокер оказывает странное терапевтическое влияние на Бэтмена. Благодаря тому что он является злом во плоти Брюсу не нужно испытывать угрызения совести за то что он дает разрядку своему напряжению выбивая из него дерьмо. Каждый раз, когда он решает усомниться в том так ли уж черно-бел мир, что злодеи которых он избивает такие же живые существа как и он, и, возможно, жизнь вынудила их стать преступниками, появляется клоун чтобы подтвердить что то что он делает – не зря. Джокер постоянно подталкивает Бэтмена к своим пределам, тем самым заставляет его становиться лучше. Бэтмен заставляет Джокера развиваться и каждый раз возвращаться «на арену» умнее и опаснее, с более креативным «номером». Таким образом они являют очень прочный симбиоз в котором каждый подталкивает другого к умственному и физическому совершенствованию. Скотт Снайдер говорит, что Джокер всегда был эдаким чертенком у Бэтмена на плече. Это его работа – вскрыть его болезненные места, самые темные и тайные уголки сердца героя. Он убежден что знает его лучше, чем кто-либо другой, претворяет в жизнь самые ужасающи кошмары чтобы закалить его. Он служит ему как придворный шут своему королю. А шут всегда был темным доппельгангером короля, его символической инверсией.
Большинство злодеев бэтмениады отражают самого Бэтмена как в кривых зеркалах. Забавный ярко одетый клоун контрастирует с мрачным замкнутым героем. И это не противостоящие силы, а дополняющие. Правда современного мира – ненависть это любовь, правда это ложь, и архивраги на самом деле единственные люди, которые по настоящему могут понять друг друга. Между тем, они далеко не противоположности. В антагонизме между …и … всегда заложено фундаментальное сходство. Джокер воплощает все самое темное что есть в Бэтмене. Он полностью подчинил существование созданному образу. Джокер не отягощает себя заботами цивильной жизни, тогда как Брюсу приходится надевать маску. Он не поддается слабостям – не влюбляется, не страдает, не знает жалости или сочувствия. У Джокера нет альтер-эго, нет истории, только коллекция баек на любой вкус. Подобно тому как в эпизоде Бэтмена’66 герой Сезара Ромеро снимает клоунскую маску и под ней оказывается его собственное клоунское лицо, под поверхностью только еще один Джокер. У него нет индивидуальности, его постоянные трансформации отличная метафора нестабильности личности человека – все мы непостоянны, противоречивы и амбвивалентны. Когда Джокер получает возможность узнать кто скрывается под маской Бэтмена – он ее отвергает. Потому что он хочет Бэтмена у которого бы не было иных плоскостей, никакого другого себя, он хочет убить в нем все «человеческое» и тем самым освободить его. Бэтмен может быть лучшим детективом, он может достичь понимания вещей на уровне который для Джокера недостижим, поэтому способен пресечь его действия, но Джокер находится в состоянии которое Бэтмену не доступно ни на морально-этическом, ни на сознательном уровне. Накал, разница между мироввозрениями и желаниями – вот что двигает сюжет вне зависимости от того, кто доминирует в конфликте.
Кто более сумасшедший - Джокер который так хочет выставить себя безумцем, или Бэтмен который искренне верит в то что он более адекватен чем кто-либо?
Бэтмен не безумец. Он обсессивно-компульсивный педант с пунктиком насчет преступности. Несмотря на то, насколько он далеко способен зайти, он все равно умеет себя контролировать. Он не может позволить себе чокнуться потому что это то, что по его собственному мнению, уничтожит его уникальность. Бэтмен всю жизнь ходит по лезвию бритвы, чтобы быть настолько близким к совершенству насколько может. В своем мышлении он слишком подчинен смыслу и порядку и не умеет видеть мир иначе. Он способен понять то как мыслит Джокер, но никогда не будет думать так же сам. Потому он идеальный враг для шута – он хочет принести в его жизнь смысл, сделать его «ближе к земле». Поскольку для Джокера это судьба хуже смерти враждовать они будут бесконечно. Рамки человеческого поведения весьма широки, но есть определенные барьеры – если их пересечь тебя назовут сумасшедшим. Но если ты это сделаешь, то увидишь вещи которые больше не видит никто. Джокера волнует только вторая часть этого высказывания. Даже когда его запирают в тюрьме его разум свободен, и эта свобода стоит того чтобы потерпеть временные неудобства.
В Императоре Джокере он получает силы которые делают его всесильным и неостановимым. Но оказывается, что для него существует ограничитель – он может уничтожить все, включая время и пространство, кроме Бэтмена. Он продолжает убивать его чтобы позже вернуть к жизни так как не может избавиться от своего врага навсегда. Со временем становится очевидно, что Джокер не может стереть Бэтмена из реальности потому что полностью самоопределяется как его противополжность. Он не желает иметь полную власть, потому что не знает, что с ней делать. Его больше интересует процесс игры. Ему нужен Порядок чтобы вскрывать его бесполезность. Забавно, но Бэтмен страдает от того же. Получив возможность он все равно никогда не хочет убить Джокера потому что тогда докажет, что он прав, сделав себя убийцей он заставит его победить. Порядку также необходим Хаос чтобы доказывать свою эффективность и непогрешимость.
Вероятно, единственный человек который интересует Джокера это Бэтмен. Причем он испытывает даже что-то более комплексное чем влечение к нему, уровень его обсессии гораздо глубже. Это комбинация борьбы за власть, садомазохизма, идеи-фикс, компульсивного повторения одного и того же сценария etс... Он наслаждается причинением ему мучений, получает садистическое удовольствие от того что заставляет его страдать. Вряд ли он будет удовлетворен если получит его взаимность, дело больше в самой игре. Все остальные люди для него просто объекты – над которыми можно глумиться, которых можно использовать в своих целях и просто потехи ради. Сама способность Джокера чувствовать любовь маловероятна. Хотя в комиксах встречаются моменты когда он в ней Бэтмену признавалася либо просто демонcтрировал романтическую привязанность, но все же это самое близкое к любви что у него есть. Для Джокера, как и для любого психопата, нет никого важнее и вилеколепнее чем он сам. И единственный, кто хоть как-то к этому приближается – это Бэтмен. Еще дальше Харли Куин, которую он презирает. Но она для него является нарциссическим зеркалом, отражающим и восхищающимся им. Его взаимоотношения с этими людьми строятся вокруг того как они реагируют на него и что чувствуют о нем, и как заставляют его чувствовать себя – властным и восхительным. В свою очередь отношения Джокера с Харли Куин это рефлексивная пародия отношений Бэтмена и Джокера. Как Бэтмен является создателем Джокера так и Джокер является создателем Харли, оба персонажа находятся в обсессивной зависимости от своего создателя и не могут представить свою жизнь без него, человека который никогда не ответит им взаимностью и от которого они получают только презрение. В обоих случаях чувство «любви» персонажей эгоистично, думают они только о себе и своих переживаниях. Так же как Джокеру плевать на то сколько неприятностей он доставляет Бэтмену, Харли Куин плевать на то что на самом деле чувствует Джокер, ее любовь это любовь адепта культа. Она не понимает Джокера и поэтому способна искренне верить во взаимность своих чувств. Джокер же, в отличие от нее, отлично знает Бэтмена, возможно лучше чем все его окружение и остальные враги вместе взятые, и причиняет ему вред сознательно.
В Клоуне после полуночи (Бэтмен #663), Джокер говорит Бэтмену : «Ты не можешь убить меня не превратившись в такого как я. Я не могу убить тебя потому что потеряю единственного человека равного мне. Не иронично ли?»
Эта связь никогда не закончиться смертью Темного Рыцаря или Клоуна-Принца Преступного Мира, поскольку они никогда не смогут убить друг друга. Нескончаемый цикл из жестокости, преследования, заключения, освобождения и конфликта неизбежно калечит и уничтожает окружающих. Бэтмен будет спасать жертв отравленных токсинами и оплакивать своих друзей, но все равно в конце концов будет иметь больше общего с созданным им же чудовищем.